Пангея-Экспосервис

Индикаторные пасты для нефти и нефтепродуктов

(торговая марка — «Паста Владыкина»™)

оборудование для АЗС

Погрешности в измерении уровня подтоварной воды,
или Два миллиметра денег для АЗС

Предлагаем Вашему вниманию выдержки из статьи «Чтобы не губить все живое…», посвящённые контролю уровня подтоварной воды в нефтепродуктах.


Каждодневная работа АЗС слагается из двух основных процессов: выдачи топлива и приемки его от поставщиков. На мелких АЗС эти процессы протекают раздельно, поскольку оператор выдачи-приемки топлива обычно представлен в одном лице. На крупных АЗС эти процессы могут быть разделены: оператор выдает топливо, а прием его осуществляет или сам владелец АЗС, или его доверенное лицо. После этого емкости закрываются и пломбируются.

Надо отметить, что по мере развития технического прогресса средства количественного контроля этих двуединых технологических процессов розничной продажи автомобильного топлива потребителям развивались неоднозначно. Точность учета количества заливаемого в баки топлива за более чем сто лет использования человеком автомобилей ухудшилась: на заре автомобилизации (конец XVIII века) первые автомобили заправлялись бензином в аптеках при помощи градуированных стеклянных мерных кружек и с аптекарской же точностью. В начале XXI века электронные счетные узлы топливораздаточных колонок лучших фирм мира позволяют осуществлять точность учетно-расчетных операций по количеству отпущенного в бензобак автомобиля топлива всего в пределах 0,2-0,5% по объему или 0,1-0,3% по массе (весу).

При этом технический уровень второй ветви процесса ежедневного функционирования АЗС — определение остатков (запасов) топлива в подземных емкостях-хранилищах при приеме-передаче смен операторами, а также с целью составления владельцем АЗС заявки на поставку топлива, остался на уровне развозчиков керосина по деревням в XVIII веке. Они использовали для определения остатков керосина в обшитой металлом бочке на телеге ровную деревянную палку или плоскую рейку с делениями, которую возчик опускал в бочку «до упора» через отверстие для пробки.

Ситуация, сложившаяся сегодня в сфере промышленного использования приборов для определения уровня жидкостей в резервуарах для ее хранения, особенно подземного, характеризуется повсеместным применением контактных — поплавковых и емкостных, а также бесконтактных — ультразвуковых и радарных уровнемеров, конструкции которых позволяют подключать к ним дистанционные приставки для передачи показаний на центральный пункт контроля и сигнализации. Однако погрешность измерений такими системами составляет не менее 5 мм при визуальном местном считывании показаний по каждой емкости, а при дистанционном измерении погрешность достигает 15 мм уровня топлива, что ограничивает возможность использования таких систем для учета дорогих и высоколиквидных жидкостей (автомобильное топливо, спирт, вина и др.).

Кроме того, для систем функционирования средств контроля за уровнем жидкости необходимо подключать их датчики электропитания к высокому или низкому напряжению, что не допускается требованиями по взрыво- и пожаробезопасности, особенно жестких для бензохранилищ. Поэтому на АЗС Украины всех типов, в том числе и в самых фешенебельных комплексах автосервиса, для измерения остатков топлива в емкостях операторы-заправщики используют метршток — конструктивно мало изменившуюся за два столетия использования в мелкооптовой торговле жидким топливом палку-рейку развозчика керосина.

Конечно, благодаря воздействию технического прогресса эта палка-рейка несколько изменилась по своей «конструкции» (стала металлическим изделием телескопического многосекционного типа с делениями по всей 4-метровой длине) и удостоилась чести быть занесенной в реестр государственных технических средств выполнения измерения — с присвоением ГОСТ 8.045-80. При этом точность измерения уровня жидкостей с помощью такого «инструмента» узаконена вышеприведенным ГОСТом в пределах 4 мм...

Если учесть, что «цена» одного миллиметра высоты уровня топлива в среднем поясе емкости в 25 м³ составляет 136 л, а таких емкостей на средней АЗС имеется 15-20 штук, то реальная цена ошибки измерений при приеме-передаче смен операторами может составлять тонны топлива и десятки тысяч рублей только при одноразовом измерении остатков топлива за один день работы. Кроме низкой точности, выполнение измерений на АЗС ручными приборами, к которым относится и метршток, всегда сопряжено с грубейшими и многочисленными нарушениями со стороны операторов правил техники безопасности, противопожарных правил и экологических требований, установленных при обращении с взрыво- и пожароопасным оборудованием и экологически вредными жидкими или газообразными веществами.

Открывая металлическую крышку (люк) емкости для измерения уровня топлива, оператор АЗС вторгается металлическими инструментами, не всегда изготовленными из искробезопасных материалов, прямо во взрывоопасную зону. (Кроме того, существующими нормативами по ПДК — предельно допустимые концентрации — допускается содержание паров бензина в 1 м³ воздуха окружающей среды не более 5 мг, т.е. 5мг/м³. 40 мг/м³ и выше является смертельно опасным для всего живого, а отравление человека, с потерей сознания на первом вдохе, происходит мгновенно.) Причем погружать металлический метршток длиной 3 — 4 м в каждую емкость приходится не менее 2-3-х раз, поскольку разглядеть границу и численное значение высоты смоченной топливом отметки на блестящей поверхности металла метрштока не так-то просто.

Рекомендуемых же ГОСТом паст, которыми необходимо смазывать метршток перед погружением в емкость, как правило, на АЗС почти никогда нет, и операторы обычно натирают поверхность метрштока мелом, что еще больше увеличивает её блеск и незаметность уровня, особенно в осенне-зимний период при недостаточном освещении. На АЗС средней мощности, насчитывающих 10-15 емкостей по 25-50 м³, процесс передачи смен операторами с измерением остатков в емкостях метрштоком длится 1-2 часа. При определении уровня топлива в емкостях зарубежных АЗС используются как ручной, так и дистанционный методы измерений.

При последнем методе внутри емкости по направляющим перемещается мерная лента с делениями, показания которой считываются фотоэлектрической головкой, данные передаются в вычислительное устройство на пульте оператора. Стоимость такой системы примерно равна стоимости персонального компьютера с небольшим объемом памяти. Кроме дороговизны, такая система не отвечает отечественным требованиям к взрыво- и пожаробезопасности объектов, поскольку питаемый электрическим током фотоэлектрический датчик располагается в особо опасной зоне емкости.


А теперь приведем примеры декларируемых различными производителями аппаратуры для контроля качества нефтепродуктов возможных погрешностей в определении уровня топлива в резервуарах при практическом применении их продукции:

Ультразвуковой измеритель уровня нефтепродуктов в резервуарах УЗУГ-1 — 4 мм. (Стоимость измерительного комплекта, содержащего измерительный блок и 10 первичных преобразователей, составляет 10 000 долларов США).

Уровнемер «Струна-М» — 1 мм. (Стоимость — около 4 800 долларов США)

Портативная электронная рулетка для нефтеналивных танкеров HERMetic UTI — 2 мм.

Информационно-измерительная система ИИС-2 (магнитострикционный уровнемер) —3 мм.

Метроштоки сборные МШЗД-3,5-КИФ и МШ3Д-4,0-КИФ — 2 мм.

Система измерения уровня и температуры жидкости и уровня подтоварной воды на базе многоканального сигнализатора «МС-И-16» — 1 мм.

РУ-ПТ3, уровнемер — 4 мм.

Водочувствительная индикаторная «Паста Владыкина», предназначенная для контроля уровня подтоварной воды, при нанесении на наиболее безопасный измерительный инструмент — метршток, — способна, при видимой дешевизне и эффективности такого способа измерения, значительно облегчить нелегкий труд посменной сдачи топлива на всех АЗС. Погрешность измерения для паст Владыкина составляет всего ±2 мм.

Погрешности
Valid XHTML 1.0 Transitional   Ивлим.Ру: информация и развлечения   Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет   Rambler's Top100   REFER.RU
© 2003-2007 ПБОЮЛ Владыкин О.В.