Пангея-Экспосервис

Индикаторные пасты для нефти и нефтепродуктов

(торговая марка — «Паста Владыкина»™)

оборудование для АЗС

Нефть, вода и ржавые трубы

Предлагаем Вашему вниманию материалы, объединенные темой
«Проблемные аспекты обеспечения качества нефтепродуктов»,

В настоящее время контроль качества нефтепродуктов на предприятиях нефтепродуктообеспечения регламентируется в основном «Правилами проведения сертификации нефтепродуктов», а также распоряжениями региональных администраций. Так, в Москве с мая 1997 года действует «Положение о единой системе качества моторного топлива», с января 2001 года — «Распоряжение о дополнительных мерах по защите топливного рынка Москвы о некачественных нефтепродуктах».

Однако нечеткие правила контроля качества нефтепродуктов на всех стадиях перевалки, начиная от НПЗ до конечного потребителя, не позволяют радикально улучшить ситуацию с качеством нефтепродуктов. Около 60% некачественного топлива приходится на «алхимиков», 30% на пересортицу (вместо АИ-95, АИ-92), 10% — на совести НПЗ, использующих устаревшее оборудование, не способных производить качественные нефтепродукты.

Так, например, Мосгоснефтеинспекцией в результате проверки качества топлива в 2001 году было выявлено: несоответствие нормативным документам (ГОСТ, ТУ) показала пятая часть из отобранных проб бензина (больше всего — по октановому числу), более одной трети проб дизельного топлива (больше всего — по содержанию серы), более одной трети проб сжиженного газа, почти 40% проб масла (преимущественно по кинематической вязкости).

По Московскому региону доля НПЗ в общей «копилке» некачественных ГСМ составляет 5-7%, а в целом по России — до 10%. Но это как бы реально ощущаемая рядовым потребителем часть проблемы, хотя она гораздо глубже и серьезнее: это и необходимость технического переоснащения производства, и выпуск продукции, соответствующей требованиям Европейского Союза, и проработка вопросов производства перспективных энергоносителей, и многое другое.

в 2000 году доля выработки этилированных бензинов составила всего 8%. В 2001 году на НПЗ России наблюдалось дальнейшее сокращение выпуска этилированных бензинов, и к середине года он был практически полностью прекращен. Можно ожидать, что в 2002 году отечественные нефтеперерабатывающие предприятия будут вырабатывать только неэтилированные автомобильные бензины.

²/3 объема выработанных автомобильных бензинов составили низкооктановые А-76 и АИ-80, применяемые на грузовых автомобилях и старых моделях легковых автомобилей. Такие бензины в развитых западных странах не применяются с 60-х годов.

Основное количество ДТ выпускается с содержанием серы до 0,2% (66%). Выпуск зимних дизельных топлив составил всего 12% от их общей выработки, что в три раза ниже научно обоснованной пропорции с учетом климатических условий
России (30-40%).

Из выработанных зимних дизельных топлив 80% составляют ДЗп и ДЗп-15/-25 (топлива с депрессорными присадками).

Топливо ДЗп-15/-25, получаемое на базе облегченного летнего топлива путем введения депрессорных присадок, обеспечивает зимнюю эксплуатацию автомобилей при температуре не ниже 250С только в западных и центральных областях РФ.

Отечественные бензины уступают требованиям Европейского Союза по содержанию серы, бензола и металлосодержащих антидетонаторов, не рекомендуемых Всемирной хартией производителей топлив.

По групповому углеводородному составу отечественные бензины практически укладываются в современные требования ЕС и даже их превосходят. При этом отечественные бензины отличаются незначительным содержанием нестабильных олефиновых углеводородов — примерно в два с половиной раза ниже нормы, действующей в Западной Европе. Малое содержание олефиновых углеводородов в отечественных бензинах обеспечивает их высокую стабильность при длительном хранении.

Отечественные бензины типа АИ-92 и АИ-95, как правило, содержат метил-трет-бутиловый эфир, чем достигается достаточно равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям и снижение содержания СО и СН в отработавших газах двигателей.

Это различие отечественных и зарубежных бензинов по углеводородному составу и химической стабильности связано с их существенной разницей по набору компонентов, используемых при выработке бензинов.

Основным базовым компонентом бензинов России является высокоароматизированный бензин каталитического риформинга, а в США — бензин каталитического крекинга.

Западноевропейские автомобильные бензины по составу базовых компонентов занимают промежуточное положение: содержат меньше (на 7%), чем в российских бензинах, бензина каталитического риформинга, и больше (тоже на 7%) бензина каталитического крекинга.

Особенно заметно отличаются отечественные бензины невысоким содержанием изопарафиновых высококачественных компонентов: алкилата и изомеризата, которое ниже чем в бензинах США в 7 раз, а в западноевропейских в 4 раза, что связано с недостаточной глубиной переработки нефти в России (70% — 2000 г.), т.е. относительно малыми мощностями технологических процессов каталитического крекинга, алкилирования, изомеризации и др.

Недостаток высококачественных изопарафиновых компонентов бензинов России компенсируется использованием в качестве основного базового компонента высокооктанового бензина каталитического риформинга, а также достаточно широким применением в качестве высокооктановой добавки МТБЭ — метил-трет-бутилового эфира.

Для сокращения выработки этилированных бензинов в России применяются также антидетонаторы на базе ароматических аминов, которые при введении в количестве 1% мае. повышают октановое число на 4-5 единиц.

Определенное количество неэтилированных бензинов вырабатывается (преимущественно мелкими производителями) с марганцевыми и железосодержащими зольными антидетонаторами с жесткими ограничениями допустимого содержания в бензине марганца и железа. На западе эти антидетонаторы не популярны, поскольку их применение может нарушать нормальную работу систем нейтрализации отработавших газов, достаточно широко применяемых на зарубежных автомобилях. Эти присадки не рекомендуются и Всемирной хартией производителей топлив.

Отечественные дизельные топлива получаются практически на 100% из керосино-газойлевых прямогонных нефтяных и газоконденсатных фракций с использованием на многих заводах процесса гидроочистки. К отечественным дизельным топливам практически не добавляются компоненты каталитического крекинга, содержащие значительное количество ароматических и непредельных углеводородов. Поэтому дизельные топлива России отличаются высокой химической стабильностью при хранении, не требуют введения стабилизирующих присадок и в основном соответствуют требованиям EC к воспламеняемости.

По содержанию ароматических углеводородов даже без использования дорогостоящих гидрогенизационных процессов они отвечают требованиям Всемирной хартии производителей топлив.

Единственный показатель качества дизельных топлив, по которому в ближайшей перспективе могут возникнуть проблемы, является массовая доля серы. Основное количество дизельных топлив, летних и зимних, по содержанию серы не соответствует европейским требованиям середины 90-х гг. — не более 0,05%. Выработка дизельных топлив с таким содержанием серы в настоящее время — менее 10% от их общего производства.

(Из материалов Моснефтесоюза и 25 ГосНИИ МО РФ)


ОЧИСТКА МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

Экологические и экономические проблемы обеспечения нормального функционирования автотранспортных средств (АТС) во многом определяются качеством применяемых ими моторных топлив. Качество моторных топлив характеризуется показателями, которые по времени не изменяются либо слабо изменяются, и показателями, которые зависят от условий хранения, транспортирования, перекачки, заправки и применения топлив.

Первые показатели определяются технологией переработки нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), от которой зависит величина концентрации в моторном топливе серы, свинца, бензола и т.п. Вторые показатели зависят от степени загрязненности взвешенными веществами и водой моторных топлив в процессе их доставки от НПЗ до баков потребителей.

От качества такого топлива зависят основные технико-экономические показатели двигателей внутреннего сгорания (ДВС) АТС, такие как экономичность, надежность работы, легкость пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха, срок службы, и другие, не менее важные, такие как экологическая безопасность окружающей среды при эксплуатации АТС.

Вода является постоянным спутником всех видов моторных топлив, причем вода может находиться в различных состояниях: в растворенном или в свободном виде, в химически связанном виде с нефтепродуктами, образуя гидраты, и в виде кристаллов льда. Экспериментальные исследования показывают, что жидкие углеводороды способны растворять от 0,003 % до 0,12 % воды в интервале температур от 0 0С до 40 0С.

При этом интенсивность обводнения нефтепродуктов зависит от температуры окружающего воздуха, влажности, от атмосферного давления, величины активной поверхности зеркала нефтепродуктов в резервуаре и т.п. Так, например, для горизонтального резервуара емкостью 10 м3, при уровне остатка в 17 см, количество подтоварной воды с остатками нефтепродуктов составит 600-800 литров.

При отрицательных температурах происходит кристаллизация микрокапель воды, причем скорость кристаллизации и размеры кристаллов зависят от скорости охлаждения и от присутствия в нефтепродуктах посторонних примесей. При быстром охлаждении нефтепродуктов, не содержащих примесей, в них образуются продолговатые кристаллы размером 4-10 мкм, а при медленном охлаждении — 15-40 мкм.

Присутствие в топливе механических примесей ведет к образованию кристаллов гораздо больших размеров, вплоть до 1 см. Кристаллы льда могут образовываться также при конденсации на поверхности нефтепродуктов паров воды из воздуха, если его температура повышается, а нефтепродукт имеет температуру ниже 0 0С.

Наличие в моторных топливах воды и взвешенных веществ приводит к неполноте сгорания топлива, а значит, и к выбросу в атмосферу и на грунт вредных веществ, таких как оксид углерода (СО), углеводороды (СН), окиси азота (NOх), соединения серы, свинца, твердых частиц (сажи) и других компонентов. Это приводит к повышению содержания токсичных веществ в атмосфере и на грунте.

Экспериментальные исследования экологической обстановки ряда районов г. Москвы показывают, что в местах интенсивного движения АТС (например, Садовое кольцо) содержание вредных веществ в атмосфере превышает нормы ПДК в десятки раз. При этом вредное воздействие отработавших газов от ДВС АТС носит не только текущий характер, но и весьма отдаленные канцерогенные и мутагенные воздействия на все живые организмы.

Кроме экологических проблем, вызванных применением загрязненного топлива в ДВС АТС, имеют место и чисто механические воздействия на режим работы ДВС, в частности, происходит коррозия топливной аппаратуры, трубопроводов, топливных насосов и других элементов систем питания двигателей, обмерзание узлов и агрегатов топливной системы двигателей, образование кавитационных процессов, приводящих к разрушению головок форсунок дизельных двигателей.

Исходя из этого в решении проблем экологической защиты окружающей среды, при эксплуатации АТС и обеспечения нормального функционирования ДВС, значение приобретают задачи очистки моторных топлив от взвешенных веществ и воды на каждом этапе их прохождения от НПЗ до потребителей.

Решения проблемы очистки моторных топлив традиционно направлены по пути фильтрации взвешенных веществ, тяжелых металлов, сажи и т.п. в пористых перегородках. Эта задача весьма успешно решается путем применения традиционных фильтрующих элементов, изготовленных из бумажных, синтетических, керамических и других материалов.

Фильтрация воды, из-за трудности ее отделения на молекулярном уровне от углеводородов, является сложной технической задачей, особенно для режима очистки топлива в потоке при его выдачe из резервуара. В этом случае применяемый метод отстаивания не отвечает требованиям как по качеству, так и по времени очистки моторных топлив.

Специалисты ЗАО «Холдинговая компания «Модуль-АЗС» предложили оригинальный способ отделения воды от топлива. В его основу положен метод последовательной коалисценции капель воды из топлива в потоке волокнистыми материалами и гидрофобности материалов из фторопласта.

Изготовленный по этому способу фильтр-водоотделитель топливный серии
ФВТ (ФВТ-5 и ФВТ-10, авторское свидетельство № 1360763, сертификат соответствия
№ РОСС.АЮ.Н 00019) обеспечивает очистку топлива при его выдаче потребителю или при проведении регламентных работ по очистке топлива.

Вода в резервуаре
Valid XHTML 1.0 Transitional   Ивлим.Ру: информация и развлечения   Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет   Rambler's Top100   REFER.RU
© 2003-2007 ПБОЮЛ Владыкин О.В.